Математика в средние века
Начиная с 3 века н.э., все крупные государства Античного мира вошли
в эпоху кризисов. Многие из них - как Римская империя в Средиземноморье
и китайская империя Хань на восточном краю Евразии - распались на мелкие
княжества и вскоре стали добычей соседних варваров. Затем эпоха распада
империй сменилась эпохой переселения народов. На просторах Евразии разноплеменные
варвары вновь и вновь делили наследство древних государств. Большая часть
античной культуры погибла в этом пожаре: города были разграблены и покинуты,
библиотеки сгорели, университеты закрылись, а ученые вымерли, не оставив
учеников. В новом мире невежества островки науки и просвещения сохранялись
только в монастырях разных религий: христианских на западе, буддийских
или индуистских на востоке и юге Евразии. Позднее (с 8 века н.э.) в новой
империи - Арабском Халифате - возникли исламские монастыри.
Большинство богословов Средневековья не одобряло античную мудрость;
об ученых-исследователях говорили, что они "ум свой ставят в Бога место".
Но в монастырях сохранилось уважение к древним рукописям: монахи переписывали
их дословно, не вникая в смысл того, что написано. Таким путем многие достижения
ученых эллинов или римлян сохранились в течение веков и достигли новых
мыслителей, пройдя сквозь множество невежд.
Любознательные представители каждого нового народа, включаясь в мировую
культуру, были вынуждены осваивать древнюю мудрость самостоятельно - без
помощи старших коллег. Эта работа занимала века и поглощала все силы новых
ученых. Поэтому в большинстве стран нового мира дело не дошло до оригинальных
открытий вроде тех, которые сделали эллины. В средневковом мире нехватало
городов-республик, подобных полисам Эллады; пока они не появились, наука
развивалась очень медленно.
Из всех ойкумен Земли Индия оказалась наименее затронута переселением
народов. Не удивительно, что именно здесь в 6 веке н.э. расцвела самобытная
математическая школа. Познакомившись с достижениями эллинов, индийцы были
удивлены: какая совершенная у них геометрия, и какая неудобная арифметика!
Хуже всего греческая система записи чисел: с помощью букв, без всякой связи
с привычным счетом на пальцах. Надо связать обозначения чисел с процедурой
счета! Индийские ученые сделали это, создав позиционную десятичную систему
счисления.
Первый шаг к этой цели сделал около 500 года молодой математик Ариабхата
из города Кусумапура. Он начал изображать каждый разряд в десятичной записи
целого числа парой букв. Согласная обозначала цифру, а гласная - номер
разряда, так что символ ВА означал В*10.. Эти пары букв записывались по
возрастанию степеней числа 10. Но различить такое слово-число в обычном
тексте было не просто; поэтому вскоре начертания букв-цифр были изменены,
и появились первые десятичные цифры. Нуля среди них еще не было - но вскоре
пришлось его ввести, для удобства чтения десятичной записи. Через сто лет
после Ариабхаты его соотечественник Брахмагупта уже свободно оперировал
с отрицательными числами и нулем и решал целочисленные уравнения с таким
же искусством, как Диофант.
Оставалось разнести эту полезную новинку по всему свету. Тут важнейшую
роль сыграл современник Брахмагупты - пророк Мухаммед из Мекки. Он сам
и многие его сподвижники были в равной мере воинами и купцами. Поэтому
как только арабы покорили Иран и вторглись в Индию (в 660-е годы), они
сразу оценили индийскую систему счета и переняли ее. Вскоре позиционная
система счисления распространилась во всем арабском Халифате - от Индии
до Андалузии (будущей Испании), от Египта до Поволжья. С тех пор во всем
мире (кроме Индии) десятичные цифры называют "арабскими". Но, конечно,
скорость усвоения этой новинки разными народами зависела от их экономического
развития.
В конце 8 века мировое научное первенство перешло из Индийского мира
в Исламский мир, центром которого стал Багдад, расположенный на Тигре -
вблизи развалин Вавилона. Основатель Багдада - халиф Мансур (707-775) -
хотел, чтобы его столица превзошла великолепием и ученостью Александрию
и Константинополь. Но ученых арабов в ту пору было еще мало; ведущую роль
в новом "Доме Мудрости" в Багдаде играли сирийцы и персы, согдийцы и греки,
принявшие ислам.
Наибольших успехов в математике достиг согдиец Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми
(то есть, родом из Хорезма - с берегов Сыр-Дарьи). Он работал в первой
половине 9 века и был любимцем ученейшего из халифов - Маамуна (сына знаменитого
Гаруна ар-Рашида). Главная книга Хорезми названа скромно: "Учение о переносах
и сокращениях", то есть техника решения алгебраических уравнений. По арабски
это звучит "Ильм аль-джебр ва"ль-мукабала"; отсюда произошло наше слово
"алгебра". Другое известное слово - "алгоритм", то есть четкое правило
решения задач определенного типа - произошло от прозвания "аль-Хорезми".
Третий известный термин, введенный в математику знаменитым согдийцем -
это "синус", хотя в этом деле не обошлось без курьеза.
Геометрический смысл синуса - это половина длины хорды, стягивающей
данную дугу. Хорезми назвал эту вещь красиво и точно: "тетива лука"; по
арабски это звучит "джейяб". Но в арабском алфавите есть только согласные
буквы; гласные изображаются "огласовками" - черточками, вроде наших кавычек
и запятых. Мало сведущий человек, читая арабский текст, нередко путает
огласовки; так случилось с переводчиком книги Хорезми на латынь. Вместо
"джейяб" - "тетива" - он прочел "джиба" - "бухта"; по латыни это пишется
"sinus". С тех пор европейские математики используют это слово, не заботясь
о его изначальном смысле.
В последующие века ученые Ближнего и Среднего Востока продолжали развивать
наследие Эллады, стараясь объединить его с новым алгебраическим учением.
При этом индийские математики больше уклонялись в арифметику, следуя по
стопам Диофанта. Напротив, арабские ученые следовали по пути Архимеда.
Они пытались разобраться в новом мире кубических уравнений: классифицировали
их, выделяя те, которые решаются так же просто, как квадратные уравнения.
Наивысших успехов в этой области достиг ученый поэт Омар Хайям из Нишапура
(1048-1131). Стихи он писал по персидски, научные трактаты по арабски,
а в служебных делах пользовался тюркским языком. В 11 веке тюрки-сельджуки
захватили большую часть Ирана и византийсих владений в Малой Азии. На этих
землях новые народы осваивали и развивали наследие всех предшественников
- от вавилонян до арабов.
Потерпев неудачу в прямом поиске корней произвольного кубического уравнения,
Омар Хайям открыл несколько способов приближенного вычисления этих корней.
Это была блестящая идея: добраться до неведомых чисел, используя хорошо
знакомые кривые! Как только (в 17 веке) Рене Декарт добавил к ней вторую
идею - описать любую кривую с помощью чисел - родилась аналитическая геометрия,
в которой решение алгебраических уравнений слито воедино с теорией чисел
и с наглядной геометрией. Предчувствуя эту связь, Омар Хайям поставил много
интересных вычислительных опытов. Он нашел приближенные способы деления
окружности на 7 или 9 равных частей; составил подробные таблицы синусов
и с большой точностью вычислил Пи.
Хайям догадался, что это число и ррациональное, и даже не квадратичное
- но доказать эту гипотезу не смог. Не удались Хайяму и попытки доказать
пятый постулат Евклида о параллельных прямых. Не удивительно, что на отдыхе
от таких трудов Омар Хайям писал довольно грустные стихи...
Тем временем на дальнем востоке Евразии другие математики и астрономы
пытались постичь те же тайны природы на своем научном языке. В Элладе этот
язык состоял, в основном, из чертежей - а в Китае из иероглифов. В сущности,
иероглиф - это тоже чертеж особого рода, составленный из простых значков:
каждый значок изображает одно простое понятие. Например, знак Шу означает
"число", а знак Сюэ - "учение". Однако их сочетание - Шу Сюэ - обозначает
не только учение о числах (то есть, арифметику), но и всю математическую
науку. Как в таком случае назвать геометрию? Очень просто: Цзи Хэ Сюэ -
"учение о том, сколько чего". То есть, геометрию китайцы воспринимали как
науку, рассчитывающую свойства фигур - и только!
С этой точкой зрения наверняка согласился бы ученый из древнего Вавилона;
но Пифагор или Платон ни за что не признали бы правоту китайцев. Если геометры
займутся одними только расчетами - кто будет выяснять сущность природных
тел или научных понятий? Ученый китаец отвечал на такой вопрос кратко и
просто: ничего не нужно выяснять! Вся суть природы и науки уже выражена
в иероглифах. Небо даровало их нашим предкам 20 веков назад - и ничего
тут ни убавить, ни прибавить. Можно комбинировать известные иероглифы в
новом порядке; но изменять их смысл нельзя - это противоречит законам природы
и воле Неба!
Сравнивая этот консерватизм китайцев с новаторством эллинов или индийцев,
невольно изумляешься: как многое зависит от удачной системы обозначений!
Переход от смысловых иероглифов к звуковому алфавиту избавил Элладу от
груза мертвых традиций Египта или Двуречья. Эллинам пришлось многому учиться
заново - зато они смогли усвоить древнюю мудрость без множества сопутствующих
заблуждений. Китайцам не выпало это трудное счастье. Их иероглифическая
культура устояла даже под натиском переселения варварских народов - после
крушения империи Хань. В итоге мудрецы средневекового Китая остались в
плену древнейшей натурфилософии из всех, сохранившихся на Земле. Поэтому
заочное соперничество между математиками Запада и Китая напоминает состязание
двух бегунов - одного в легком платье, а другого - в кольчуге. Исход соревнования
ясен: в античную эпоху эллины вырвались далеко вперед. В Средние века разрыв
между китайцами и арабами заметно сократился, но в Новое время западные
европейцы решительно опередили своих ближневосточных (и тем более - дальневосточных)
коллег.
В течение всего Средневековья медленно развивавшаяся наука Исламского
мира служила как бы "холодильником открытий". Здесь высшие достижения Эллады
дожидались дерзких и умелых пользователей и продолжателей. Напротив, застывшая
ученость имперского Китая стала в ту пору "холодильником интеллигенции".
Только в 18 веке, когда новые дерзкие европейцы прорвались в Китай, они
вызвали там пробуждение великих природных сил. К 20 веку китайские ученые
вновь вошли в число передовых умов человечества: это выразилось и в нобелевских
премиях, и в математических открытиях.
Вернемся в Европу, где после распада Римской империи наступили "Темные
века". Нельзя сказать, что в эту пору исчезла государственность или прекратилась
торговля. Напротив, они процветали в Восточной Римской державе, созданной
новыми грекоязычными христианами - ромеями. Их часто называют и византийцыми
- в честь древнего города Византия на Босфоре, который был тогда переименован
в Константинополь и прозван "Вторым Римом". Умением плавать по морю и строить
города ромеи не уступали своим предкам-эллинам; в государственных делах
они подражали своим предшественникам - римлянам.
Но любви к натурфилософии или к точным наукам ромеи от эллинов не унаследовали;
для них главным видом интеллектуального спорта сделалось богословие. Монахи
и императоры косо смотрели на "языческую премудрость" эллинов. Не случайно
самый прославленный император Византии - Юстиниан 1 (483-565) начал свое
правление с того, что закрыл в 529 году Академию в Афинах. Прекратилась
научная работа и в Александрийском Музее. В последующие века христианские
и исламские богословы яростно спорили между собой, но сходились во мнении,
что "из увлекшихся математикой лишь немногие не сделались вероотступниками
и не сбросили с голов своих узду благочестия". Казалось, что золотой век
греческой науки никогда не повторится в Европе.
Однако всему приходит конец - даже темным векам. Через 6 столетий после
победы христианства - в 10 веке - в Западной Европе началась очередная
культурная революция. Как прежде в Элладе, она охватила молодые народы:
французов и немцев, бургундцев и чехов, которым от роду было не более ста
лет. Вновь опорой культурного взлета стал новый образ жизни - но в этот
раз не городской, а феодальный. Вместо былых республик-полисов в Европе
размножались республики-монастыри и рыцарские замки. В тех и других господствовали
строгий устав и трудовая дисциплина; но во всех вопросах, не охваченных
Священным Писанием, допускалась немалая свобода мысли. "Мы наш, мы новый
мир построим" - таков стал настрой мысли диковатых западных европейцев,
не стесненных ни королевской, ни папской властью.
Рыцари стремились в крестовые походы, чтобы помериться силой с язычниками
или мусульманами и разбогатеть. Многие монахи стремились крестить иноверцев,
превратить их в свое подобие. Но другие мечтали о богатствах иного рода
- тех, которые питают любознательный ум. Вот, лежит за Пиренеями загадочный
Исламский мир, обильный ремеслами и ученостью. Как хорошо, что Карл Великий
отвоевал у мусульман пограничную Барселону! Теперь в этом городе рядом
с католиками живет немало ученых мусульман и иудеев. Любознательный христианин
может многому у них научиться.
Так рассуждал французский монах Герберт из Орильяка - первый профессиональный
ученый католической Европы. В 970-е годы он поселился в Барселоне, выучил
арабский язык и начал беседовать с учеными иноверцами обо всем на свете.
Астрономия и арифметика, изготовление бумаги и музыкальных инструментов
- во всем этом жители Андалузии превосходили лучших мастеров Франции или
Италии, и все это Герберт старался перенять. Через пять лет он сделал очередной
шаг: направился в центр Андалузии - Кордову - и три года учился у местных
мудрецов. Ему не раз предлагали принять ислам и стать цивилизованным человеком.
Но Герберта интересовало только второе из этих предложений. Соединить арабскую
мудрость, ученость древних греков и римлян с христианским богословием;
сделать этот сплав достоянием всех католиков - такую цель поставил перед
собою отважный и упорный Герберт из Орильяка.
Вернувшись во Францию, Герберт устроил в городе Реймсе училище по своему
вкусу. В нем юношей обучали латыни и греческому, а желающих - также арабскому
и древнееврейскому языкам. Кроме этого, преподавались астрономия и музыка,
арифметика на основе арабских цифр. Все необходимые приборы строил сам
Герберт с помощью учеников. А какую библиотеку он привез из-за Пиренеев!
В ней были Платон и Аристотель, Евклид и Птолемей, множество арабских рукописей...
Многие европейские правители стремились отдать своих сыновей в учение
к Герберту. В 996 году один из его питомцев сделался королем Франции Робертом
2; тогда Герберт был назначен епископом Реймса, и этот город на века стал
церковным центром Франции. В 999 году другой ученик Герберта - Оттон 3
- стал правителем Римско-Германской империи. Тут уж Герберту пришлось стать
римским папой - Сильвестром 2.
В Риме нового папу многие восприняли, как чернокнижника. Ведь он удивительно
быстро считает с помощью арабской доски - абака - не пользуясь римскими
цифрами! Да еще умеет предсказать исход бросания костей в игре! Он сам
следит за движением звезд, строит благозвучные органы - хотя богословских
споров избегает. Вдобавок, папа вместе с юным императором раздает королевские
короны новокрещеным варварам Европы - норвежцам, мадьярам. Небывалый человек
на престоле святого Петра!
Впрочем, политика Сильвестра 2 была успешна, и римляне начали понемногу
привыкать к ученому папе. Но после смерти о нем пустили анекдот: будто
в полночь на папском надгробии сами собой подпрыгивают игральные кости!
Пятнадцатью веками раньше эллины сочинили немало сходных историй о Фалесе
из Милета...
В отличие от Фалеса, пример Герберта не сразу сделался для европейцев
предметом подражания. Нехватало широких контактов между Католическим и
Исламским мирами. Они начались только в эпоху Крестовых походов - в конце
11 века, когда кастильские рыцари захватили половину Пиренейского полуострова
и его древнюю столицу - Толедо. Вскоре туда потянулись многие последователи
Герберта из Орильяка: Аделяр из Бата в Англии, Герардо из Кремоны в Италии.
Все они стремились перевести на общедоступную латынь с арабского или с
греческого языка труды древних ученых Эллады и Рима. Аделяр перевел "Начала"
Евклида и ряд книг Хорезми; Герардо открыл для католиков Аристотеля и Птолемея.
Длинное название книги Птолемея ("Мегале Математике Синтаксис") арабы
сократили до первого слова: получилось "Величие" - Аль-Магест. Новым европейцам
понравилось второе слово - "Учение" (Математика). И вот с 12 века все европейцы
называют так науку о числах и фигурах.
Первое столетие крестовых походов расширило кругозор очень многих европейцев.
Особенно отличились жители приморских городов Италии: Венеции, Генуи, Пизы.
Здешние мореходы переправляли крестоносцев и паломников в Святую землю,
а купцы наживались, продавая добычу крестоносцев и иные "восточные" товары
по всей Европе. Постепенно многие города католической Италии превратились
в торговые республики, похожие на полисы античной Эллады. С начала 13 века
в этих республиках заметна научная самодеятельность не только церковников,
но и мирян - прежде всего, купцов.
В 1202 году появился первый "самодельный" учебник арифметики для широкого
читателя - "Книга Абака". Его составил Леонардо Фибоначчи из Пизы (1180-1240),
с детства причастный к торговым делам своего отца. Арифметике он научился
в Алжире у местных мусульман, а теперь сам обучал единоверцев новому десятичному
счету. Позднее Фибоначчи написал учебник "Практическая геометрия" и "Книгу
квадратов". В них впервые были изложены (на латыни) правила действий с
нулем и отрицательными числами, а также появились знаменитые числа Фибоначчи.
Тем временем на папский престол взошел второй ученый человек: Лотарио
ди Конти ди Сеньи (1160-1216), выпускник Парижского университета. Потомки
запомнили его под грозным именем Иннокентия 3 - "Раба рабов Божьих", помыкавшего
королями и свергавшего герцогов или князей по всей Европе. Только король
Франции Филипп 2 Август порою осмеливался противоречить грозному папе -
в тех случаях, когда он мог опереться на авторитет Парижского университета.
Так первые католические университеты заявили о своей независимости от любой
духовной или светской власти. Наряду с городами-республиками Италии, они
сделались рассадником независимой учености в Европе. Процветающий Католический
Интернационал начал походить на созвездие полисов Эллады.
Английские университеты заявили о себе в середине 13 века. Тогда англичане,
опираясь на свою первую конституцию (Великую Хартию Вольностей), попытались
взять под контроль легкомысленного короля Генри 3 и его алчных фаворитов.
Духовным лидером этого движения стал ученейший богослов - Роберт Гросетест
("Головастый"), епископ Линкольна (1175-1253). Он увлекся оптикой и пришел
к мысли, что весь мир возник из света - самой совершенной формы материи.
Более грубые тела получились при застывании света. Таким образом, Гросетест
представил мир как результат игры двух начал - света и порядка, или (в
понятиях 20 века) энергии и симметрии. Ни один современный физик или математик
не станет с этим спорить!
Подобно античным натурфилософам, Гросетест не мог рассчитать свою физическую
модель. Зато другая таинственная вещь - бесконечность - поддавалась расчету,
и Гросетест увлекся этим делом. Он начал суммировать бесконечные ряды чисел,
и вскоре научился отличать сходящийся ряд от расходящегося. Но и расходиться
ряд может с разной скоростью. Гросетест заметил, что сумма натуральных
чисел растет гораздо медленнее, чем сумма их квадратов, а сумма квадратов
- медленнее, чем сумма последовательных степеней двойки. Так первый из
христиан проник в область бесконечно больших и бесконечно малых величин
- вслед за Архимедом и на 4 столетия опережая Ньютона. Хорошая компания
для богослова!
Подобно Платону и Аристотелю, Гросетест очень заботился о воспроизводстве
ученого сословия в Англии. Он считал, что античных классиков (особенно
Аристотеля) нужно изучать в подлиннике, а не по дурным переводам на латынь,
сделанным с арабских переводов оригинала. Для этого Гросетест пригласил
в Англию ученых греков - беглецов из Константинополя, разоренного крестоносцами
в 1204 году. Так в Оксфорде и Кембридже появились первые греческие профессора.
Этот посев принес замечательные плоды. Среди учеников Гросетеста оказались
выдающийся алхимик Роджер Бэкон (один из изобретателей пороха) и граф Симон
де Монфор - организатор первого выборного парламента в Англии. Платон и
Аристотель гордились бы такими учениками!
Коллегой и соперником Роберта Гросетеста на европейском континенте стал
другой богослов - Фома Аквинский (1225-1274). Этот мрачноватый итальянец
шел по стопам Аристотеля и Евклида, пытаясь изложить всю христианскую ученость
в виде цепи определений, аксиом и теорем.
В отличие от Гросетеста, Фома не признавал рассуждений о бесконечности.
Он был уверен, что у всякой вещи в природе есть исток, в котором она достигает
наивысшего совершенства. Первоисток всех вещей - то есть, наиболее совершенную
вещь в природе - Фома отождествил с Богом. А можно ли измерить степени
совершенства разных природных объектов и самого Бога? Такая мысль не казалась
Фоме ересью - но ответить на этот вопрос он не смог. Было ясно, что известных
чисел нехватает для такого измерения. Только в 19 веке европейские математики
Эварист Галуа и Феликс Кляйн научились измерять совершенство (то есть,
симметрию) природных тел с помощью особой ветви математики - теории групп.
Итак, в 13 веке католические богословы научились задавать природе такие
вопросы, которые потребовали создания новых разделов математики. Этот уровень
знаний можно сравнить с уровнем пифагорейцев. Вскоре те же богословы достигли
уровня сомнений Зенона из Элеи. Рядом с древними парадоксами об Ахиллесе
и черепахе и о делении отрезка пополам появились парадоксы о Буридановом
осле и о неподъемном камне.
Жан Буридан (1300-1358) был профессором Парижского университета (Сорбонны)
в тяжкие годы Столетней войны между Англией и Францией и раскола в католической
церкви. Король Франции попал в плен к англичанам; в Риме и в Авиньоне правили
двое пап, не признающих и проклинающих один другого. В этих условиях "Святая
Сорбонна" сделалась высшим авторитетом католической мысли: ее ученый совет
не раз выносил приговоры в спорах между графами или кардиналами.
Например, Буриданов осел стоит между двух одинаковых кормушек с сеном.
Какую из них он выберет, не зная понятий "правое" и "левое"? Или всемогущий
Бог: может ли он создать такой камень, который он сам не сможет поднять?
Вероятно, эти вопросы родились из студенческих шуток - но отвечать пришлось
профессорам, и это было совсем не просто. Ведь спор шел не в тишине монашеской
кельи, а в пылу ученого диспута - в присутствии сотен смышленых болельщиков.
Согласно преданиям, Буридан был непобедим в подобных спорах; за это его
выбрали ректором Сорбонны. Но окончательное решение таких парадоксов математики
нашли лишь в начале 20 века - в рамках созданной Георгом Кантором теории
множеств, которую один из ее противников назвал "не ветвью математики,
а разделом богословия". Трудно привыкнуть к неожиданным новинкам в той
области, где ты издавна чувствуешь себя знатоком и мастером!
Современники больше всего уважали Буридана за то, что он переспорил
папу Иоанна 22 в споре о Страшном Суде: когда человек попадает в рай или
в ад - сразу после смерти, или только в конце света? Для ученых 20 века
важнее то, что Буридан переспорил Аристотеля: он первый открыл принцип
инерции в прямолинейном или вращательном движении. Позднее этот постулат
Буридана называли либо первым законом Ньютона, либо законом сохранения
импульса, либо описанием наименьшей группы симметрий в классической механике.
Слова могут быть разными, но суть одна: был сделан первый шаг дальше того
рубежа, на котором остановились или споткнулись античные мыслители.
Другой шаг в ту же сторону сделал еще один профессор Сорбонны: Раймонд
Луллий с острова Мальорка (1235-1315). Он не собирался спорить с Аристотелем
или Евклидом - но он прочел их книги ("Органон" и "Начала") глазами инженера
и подумал: можно построить машину, которая будет автоматически выполнять
все арифметические действия с числами и логические операции над любыми
утверждениями! Так в начале 14 века в Европе родился первый проект механического
компьютера. Построить его Луллию не удалось: слишком низок был тогда уровень
механического ремесла во всем мире. Но из книги Луллия "Великое искусство"
видно, что автор сознавал возможные последствия компьютерной революции.
Раймонд Луллий вырос в Каталонии - отвоеванной у мусульман приморской
части Андалузии. Он был разочарован прекращением крестовых походов: ведь
юг Пиренейского полуострова все еще находится во власти мусульман, и Святая
Земля вырвана ими из рук католиков. Но если мы не сумели одолеть иноверцев
мечом - надо одолеть их умом! Аристотель и Евклид изложили все правила
и методы верных умозаключений. Если нам удастся воплотить эти правила в
механическом устройстве, то христианская наука быстро превзойдет все достижения
мусульман, и на земле наступит царство Христа!
Эти мечты католического мыслителя до странности напоминают мечты Аристотеля:
стоит эллинам покорить всех варваров, как на Земле наступят общий мир и
благодать. Однако Аристотель видел лишь один путь к этому счастью - политический,
через всемирную монархию Александра Македонского или иного просвещенного
завоевателя. Воображению Луллия открылся другой путь - через научно-техническую
революцию. Ее зарю возвестил гром пушек: они появились в Европе еще при
жизни Луллия.
Однако решающий прорыв из Средневековья в Новое время европейцы совершили,
когда изобрели печатный станок с подвижным металлическим шрифтом. В 1454
году Иоганн Гутенберг напечатал в Майнце первые 300 экземляров Библии и
положил начало информационной революции - столь же важной, как появление
алфавита в Элладе в 8 веке до н.э., или появление электронных компьютеров
в середине 20 века. В 1482 году в Венеции была впрервые напечатана (по
латыни) книга Евклида "НГачала". С этого момента для математиков кончилось
Средневековье и началось Новое время.
Текст взят со страницы
http://www.sch57.msk.ru/collect/smogl.htm
|